Три недели прохождения и вот оно — Grand Theft Auto IV completed. Сторилайн только, конечно. 60% от всей игры. Об этой игре невозможно судить объективно. Ведь тогда получится что-нибудь вроде «Ремейк GTA III, с улучшенной графикой, плохо оптимизированный и ставший менее аркадным чем предыдущие части». Но нет, нельзя о таком шедевре так кратко и сухо говорить.
К примеру, сюжет. Давно мне не было действительно грустно после прохождения игры. Схожие (ладно, чуть более яркие) эмоции вызвала концовка Mafia. Я не хотел смерти Романа, так уж получилось, и мне действительно жалко брата (двоюродного) главного героя. Нико ведь приехал без ничего в Liberty City. Без денег, без будущего и с одной лишь целью — найти и отомстить. А благодаря Ромке и наниматели появились, и с пяток квартир по всему мегаполису, и друзей кучка.
Друзья — отдельный разговор. С ними просто приятно развлекаться, не только ради бонусов вроде бесплатного такси в любую часть города (да на кой чёрт оно? Приехал, убил водителя, забрал деньги) или вертолётного такси (на карте помечен Heli Tour — там штуки 4 вертушек стоит). Неет, весь кайф в том, чтобы приехать на крутой машине, посигналить ирландцу Packie, съездить с ним в бар, напиться в хлам, а потом вдвоём шататься, постоянно падая. Или в боулинг сыграть — тоже весело.
А они ведь ещё разговаривают. Делятся новостями, переживаниями, задают вопросы.
Euphoria — великая вещь. Стрелять гораздо забавнее стало. Когда совсем не чем заняться: выходим из машины, достаём пистолет, пугаем прохожего и пока тот бежит, стреляем ему в коленку. Падает просто шикарно. Или вот ещё: разогнаться на машине, резко повернуть зажав ручник и сбить мощным ударом бедного жителя города свободы. Самому падать не менее здорово. Специально выбегать на встречу несущемуся автомобилю, чтобы наблюдать отлетающее тело главного героя; выпрыгивать из вертолёта с огромной высотищи; разогнаться на мотоцикле и врезаться в бордюр (как результат — продолжительный полёт Нико). Физика у машин — конфетка. На полной скорости хаммером протаранить какую нибудь легковушку, да так чтобы последняя загорелась и затем подорвала ещё пару машин… С этим движком можно играться бесконечно, создавая самые разные ситуации.
Если вдуматься, то по сравнению с GTA: SA урезано многое. Нет качалок, куч одежды, велосипедов, самолётов, да и сюжетных миссий, говорят, стало меньше (сам я уже не помню, давно проходил San Andreas, очень давно). Но я совершенно не скучаю по этой кучке аркадных глупостей. Они просто не нужны. Никакого игрового интереса от них не прибавляется. В GTA IV больше внимания уделено мелочам. Платить за проезд по посту; поездка на такси — сидишь и вертишь камерой в салоне машины, а когда хочешь сменить радио Нико просит таксиста «не мог бы ты переключить»; покупка колы — Нико открывает холодильник, берёт банку, подходит к продавцу, кидает мелочь, уходит; у запертой машины главный герой сначала разбивает стекло, потом открывает ручку, садится, копается в проводках и тогда уже только по газам. И так во всём.
Что ещё… восхитительные ролики (почти десяток часов), продуманные персонажи, отличное радио, интернет и телефон, куча средств передвижения… Бесполезно пытаться рассказать о всём. Слишком много контента. Игра года. Теперь пора проходить остальные игры, но только GTA IV останется на харде ещё очень, очень на долг, потому что в любую GTA играешь до момента выхода следующей части.